ВСЕРОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями,
нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ)

20 августа завершился сбор вопросов Министру просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой в рамках VI Общероссийского родительского собрания. Через официальный сайт Министерства и социальные сети поступило свыше 1500 вопросов.

Мероприятие прошло 30 августа в Академической гимназии № 56 города Санкт-Петербурга и было доступно в онлайн-формате для всех регионов.

Ознакомиться с полной трансляцией собрания можно по ссылке

Вопрос, заданный Еленой Клочко от лица ВОРДИ 2.12.26 

В режиме диалога Ольга Юрьевна Васильева ответила на актуальные и волнующие родительскую общественность вопросы, касающиеся отечественной системы образования

В работе Собрания приняли участие члены ВОРДИ -  Клочко Елена Юрьевна и Ольга Квициния-Седых

                       Вопросы к Всероссийскому родительскому собранию 2019г.

1. Для создания системы комплексного сопровождения детей, молодых людей с ментальной инвалидностью и РАС, необходима их маршрутизация в течение всей жизни детей. Это обуславливает необходимость в создании и ведении межведомственных Региональных реестров детей и взрослых с РАС.

Необходимо сформировать Реестры по численности детей  в группе риска с признаками РАС (в возрасте оказания услуг ранней помощи – от 0 до 3 лет) и детей с РАС, которые уже поставлены на учет в медицинской организации; учесть тех, кому присвоен статус ребенок-инвалид (инвалид) БМСЭ; а также тех, кому ПМПК рекомендован соответствующий образовательный маршрут, то есть такой реестр – должен являться межведомственным.

Органы государственной власти субъекта федерации смогут учитывать данные Реестра в региональном планировании и маршрутизации, объективно оценивать необходимый объем услуг в сфере служб ранней помощи, в сфере дошкольного, общего и профобразования; в сопровождаемой занятости и трудовой деятельности, в сопровождаемом проживании.

Держателем таких реестров в регионе могут быть Региональные ресурсные центры по РАС.


Поддерживает ли Минпросвещения России необходимость создания таких реестров?

Если поддерживает - когда они могут быть созданы?


2.Региональные отделения ВОРДИ фиксируют крайне низкую эффективность взаимодействия между регионами и Федеральным Ресурсным Центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС (далее – ФРЦ) в рамках Соглашений на сопровождение региона по вопросам развития системы помощи детям с РАС и организации деятельности регионального ресурсного центра (РРЦ). 

О деятельности ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС
МГППУ (г. Москва) и «сопровождению регионов» можно судить по информации из
 Приложения к письму Минобразования Чувашии от 22.03.2019 № 02/13-3625, согласно которому Республика, заключившая Соглашение с ФРЦ, не имеет возможностей подготовки тьюторов, специалистов по работе с лицами с расстройствами аутистического спектра (РАС), специалистов по работе с детьми раннего возраста, учителей – дефектологов (специалистов по работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии), учителей адаптивной физкультуры.

Соответственно, в образовании не развиваются вариативные форм получения образования детьми с особыми образовательными потребностями (ресурсный класс, автономный класс и др.).


Каковы задачи Федерального ресурсного центра комплексной помощи детям с РАС?

Должен ли ФРЦ РАС оказывать помощь в регионах, с которыми заключены соглашения, в подготовке специалистов для работы с детьми с РАС в организациях образования?

Если ФРЦ не должен, то кто должен взять на себя переподготовку специалистов и в какие сроки это будет сделано?


3.В регионах до сих пор есть дети в возрасте от   7 до 15 лет, которые совсем не обучались, никогда не были зачислены в образовательную организацию.

Большая часть этих детей  с ТМНР.

Те дети с ТМНР, кто числится на надомном обучении, обучаются формально. Качество образования надомников крайне низкое.


Как планируется решать вопрос по детям с ТМНР с учетом разработанного ФРЦ ИН ТМНР примерного положения об организации образования обучающихся по СИПР, которое практически не используется в субъектах?


4. В некоторых регионах существует «конкурс»  в 2-3 человека на место в коррекционном классе (см.п.11 – ситуация в Приморском крае).

При отсутствии возможностей обучаться инклюзивно и, одновременно, при нехватке мест в коррекционном образовании, фактически дети остаются за стенами образовательных организаций. 

Они не только не обучаются, но и лишаются возможности социализироваться.

В регионах есть примеры, когда родители детей, которым с 1 сентября пора идти в школы, а мест для них там нет, вынуждены собирать дополнительные справки, чтобы оставить детей в коррекционных группах детских садов, чем создают дефицит мест в этих садах.

Считаем, что в регионах  не в полной мере используется потенциал открытия малокомплектных интегрированных классов в общеобразовательных организациях.


Планируется ли широкое внедрение открытия коррекционных классов в общеобразовательных организациях?

Что необходимо для этого сделать?


5.В регионах существует огромный дефицит квалифицированных тьюторов, владеющих необходимыми умениями и навыками.

Особенно эта проблема актуальна для специалистов указанной категории, работающих с детьми с ментальными нарушениями.

По причине отсутствия квалифицированного сопровождения в образовательной организации, дети с ментальными нарушениями просто не могут ее посещать. 

При сохраняющемся низком уровне заработной платы, в некоторых регионах тьюторам не идёт педагогический стаж, несмотря на то, что профессия «тьютор» официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования (Приказ № 761-Н Минздравсоцразвития от 26.08.2010)

Это приводит к непривлекательности вакансии тьютора и способствует еще большему дефициту кадров. 


Каковы планы Минпросвещения РФ по массовой подготовке тьюторов? 

Где их планируется обучать?

Будут ли Минпросвещением РФ предприняты меры по учету педагогического стажа тьюторов по аналогии с педагогическими работниками?


6. Из регионов поступает много жалоб на работу ПМПК. 

В случае сложностей у ребенка с освоением образовательной программы, родителям предлагают пройти ПМПК, и, если ребенок получает рекомендацию к обучению по адаптированной образовательной программе, то, по оценке ВОРДИ, в 8 случаях из 10 родителей вынуждают перевести ребенка в специальную школу.

Несмотря на нормативно закрепленную обязанность ПМПК указывать в заключение комиссии обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или)отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, а также рекомендаций по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребёнок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, создание специальных условий для получения образования, на практике ПМПК «подстраиваются» под существующую в регионе систему коррекционного образования.

Согласованная работа ПМПК и Департаментов образования направлена на  документальное обоснование отказа детям с метальной инвалидностью в получении образования вне специализированных интернатов.

Родители, понимая, как важно их ребенку избежать социальной изоляции и достичь максимального результата в процессе социальной адаптации, вынуждены проходить переосвидетельствование в вышестоящей ПМПК с целью изменения образовательного маршрута   ребенка.

В каждом случае родитель вынужден доказывать свое право на выбор для своего ребенка инклюзивного образовательного маршрута и право на выбор образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. 

Полагаем, что это недопустимо. 


Как возможно стимулировать ПМПК действовать, в первую очередь, в интересах ребенка и не отталкиваться, при вынесении рекомендаций, от имеющихся в регионе возможностей? 

7.С 1 сентября в дошкольную образовательную программу для детей с РАС вводится учебный компонент, что потребует решения вопроса с финансированием этой образовательной услуги.

Кроме того, финансовое обеспечение  получения психолого-педагогической, коррекционной помощи в дошкольном возрасте крайне необходимо для создания условий максимальной преемственности  дошкольного и начального общего образования.

При этом Приказом Минпросвещения РФ № 32 от 21 января 2019г. установлены нормативы штатной численности специалистов при получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности.


Планирует ли Минпросвещения РФ разработать и рекомендовать регионам использовать повышающие коэффициенты к подушевому финансированию   для дошкольного образования детей с ОВЗ и инвалидностью?


8. По информации, поступающей из региональных отделений ВОРДИ, Методики расчета нормативов подушевого финансирования образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в субъектах Российской Федерации, а также регламентирующие их региональные нормативные правовые акты, не отвечают требованиям федерального законодательства.

Одна из самых распространенных жалоб – в Методиках не учтена потребность в дополнительных ставках педагогических работников при организации образовательной деятельности для создания условий для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся на одного обучающегося.

Несоответствие региональных нормативов и повышающих коэффициентов требованиям федерального законодательства незаконно ограничивает права детей с особыми образовательными потребностями на получение общедоступного и бесплатного образования, нарушая специальные нормы, правила и стандарты, установленные федеральными законами.

В рамках подготовки к ежегодному докладу об исполненииМежведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018г, Минпросвещения РФ просило направить в срок до 15 февраля 2019 г. в адрес Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей отчеты об исполнении пунктов 5, 6 Плана, а также информацию в соответствии с прилагаемой формой, пунктом 5 которой являлась «Информация об утвержденных нормативах финансирования образования лиц с инвалидностью и ОВЗ (по состоянию на 31.12.2018)»


Планирует ли Минпросвещения РФ разработать и рекомендовать регионам принять повышающие коэффициенты к подушевому финансированию  образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом потребности в дополнительных ставках педагогических работников на одного обучающегося при организации образовательной деятельности для полноценного создания специальных образовательных условий?


9.  Отсутствие качественной ранней диагностики и раннего выявления педиатрами особенностей развития, включая расстройство аутистического спектра; неумение работать с детьми с ментальными нарушениями – проблема, остро стоящая во всех регионов Российской Федерации.

Несвоевременное (позднее) выявление приводит к безвозвратно упущенным возможностям коррекции в самом продуктивном периоде.


Планируется ли Минпросвещения России совместная работа с Министерством науки и высшего образования РФ, Минздравом РФ по введению в программу подготовки педиатров основ раннего выявления и диагностики РАС?


10. Будут ли региональные отделения ВОРДИ как представители общественного объединения инвалидов, привлекаться к деятельности региональных органов управления образованием по вопросам образования целевой группы ВОРДИ - детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в субъектах Российской Федерации и как это реализовать на практике?


Пример ситуации в субъекте РФ


11. Приморский край:

Проблемы образования детей с ОВЗ в Приморском крае.  Нехватка мест в коррекционных школах и необходимость открытия дополнительных корреционных классов в обычных школах.  Низкое качество надомного образования и наличие особых детей школьного возраста вне системы образования. 

Региональное отделение ВОРДИ Приморского края собрало список детей, возраста 6-8 лет, нуждающихся в коррекционном образовании и список детей 9-15 лет, которые никогда не были причислены к школе. 

Оба списка отправлены начальнику отдела охраны прав детей и  специального образования, так как она проводила встречу с РО и просила все острые вопросы сообщать ей. 

Интереса к собранной информации не было никакого.

Понятно, что сами коррекционные школы увеличить набор не могут. Открытие хотя бы двух корр. классов в обычных школах существенно решило бы проблему во Владивостоке. 

Сейчас в Приморье конкурс на место в коррекционный класс составляет  примерно 2-3 чел. Не принятым в организацию образования предлагают обращаться в консультационные центры и обучать детей самостоятельно. А в качестве продленки использовать обычные школы. Что на практике нереально. 

Обычные школы даже на лето в пришкольный лагерь детей с особыми потребностями не берут - нет условий, а департамент образования не финансирует их создание, хотя запросы есть. 

В результате, родители детей, которым с 1 сентября пора идти в школы, а мест для них там нет, вынуждены собирать дополнительные справки, чтобы оставить детей в коррекционных группах детских садов, чем создают дефицит мест в этих садах для детей, достигших детсадовского возраста. 

Дети 7-15 лет из списка 'Вне школьной системы' тоже, по-прежнему, без школы. Причин несколько. Понятно, что это самые сложные дети с ТМНР. У родителей есть очень негативный опыт прохождения городской ПМПК и нет уверенности, что опыт не повторится. Родители видят, что даже менее сложные дети по факту образование получают формально. Плюс сказывается низкий уровень знаний информативной базы родителями. Мало открыть консультационный пункт. Нужно ещё достучаться до тех родителей, которые самостоятельно это сделать не могут. 

Хотелось бы, чтобы каждый ребёнок, которому ПМПК  делает заключение, сразу брался на учёт и учитывался в дальнейшем образовательном маршруте. Если проанализировать всех детей, нуждающихся в коррекционном дошкольном образовании, то несложно прогнозировать необходимое количество мест в коррекционных школах или классах. 

Такая работа не ведётся. Единого учёта мест в коррекционном дошкольном и школьном образовании  в крае, к сожалению - нет. РРЦ в Приморье также нет, хотя обещали открыть ещё в 2018

30 августа состоялось VI Общероссийское родительское собрание

totop